Навигация и гидрография № 48/2017


1. Метод количественной оценки навигационной безопасности плавания. 
С. Н. Некрасов.

   Статья посвящена проблеме навигационной безопасности плавания морских судов. Рассматривается метод количественной оценки навигационной безопасности плавания. Судно в отличие от существующих подходов рассматривается как пространственный объект, положение каждой точки которого достаточно полно описывается шириной маневренной полосы движения и уклонением центра масс судна от некоторой эталонной траектории. Суть метода сводится к статистическому оцениванию изменчивости указанных навигационных параметров, которые зависят от навигационно-гидрографических, гидрометеорологических условий и качества управления судном. Количественная оценка навигационной безопасности определяется как вероятность выхода судна из назначенной полосы движения.

2. Перспективы использования магнитного поля земли для определения координат и скорости автономных необитаемых подводных аппаратов.
П. И. Малеев, В. Ю. Бахмутов.
    В последние годы активно развиваются автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА). Эффективность их применения в значительной степени зависит от используемых средств навигации. В статье сделан краткий анализ известных методов определения координат места АНПА. Подробно рассмотрен метод определения координат места аппарата и его абсолютной скорости по магнитному полю Земли. Актуальность метода связана с определенными успехами в создании морских бортовых магнитометрических систем. Показаны особенности и преимущества этого метода перед другими известными методами, а также результаты натурных морских испытаний макетных образцов бортовых магнитометрических систем, которые подтверждают перспективность их использования для решения рассматриваемых задач.

3. Оценка ожидаемой точности выработки навигационным комплексом подвижного объекта координат места при нерегулярном потоке навигационных обсерваций.
С. А. Ярошенко.

    В статье предложена формула для оценки ожидаемой точности выработки навигационным комплексом подвижного объекта координат места при нерегулярном потоке навигационных обсерваций. С помощью формулы рассчитаны оценки ожидаемой точности выработки координат места с применением одних и тех же исходных данных и наиболее часто встречающихся распределений интервалов времени между обсервациями. Полученная оценка позволяет обосновать требования к периодичности обсерваций, а также точности планируемых к использованию средств обсервации.

4. Подход к формализации описания структур подсистемы мониторинга автоматизированных систем управления инфокоммуникациями
К. Е. Легков, А. В. Емельянов.

    Статья посвящена исследованию проблем построения подсистем оперативного мониторинга автоматизированных систем управления инфокоммуникациями навигационных комплексов специального назначения. Предложены варианты структурной организации этих подсистем.

5. Оценка приливных вариаций ускорения силы тяжести для Баренцева моря.
К. Г. Ставров, О. А. Гасников, В. И. Гусева. 
    Выполнена оценка распределения приливных вариаций ускорения силы тяжести на акватории Баренцева моря. Предложены формы отображения данной информации в пособиях и информационно-справочных системах о параметрах природной среды Мирового океана.

6. Метод гидролокационной оценки параметров подводной части айсбергов в целях обеспечения навигационной безопасности судоходных трасс Северного морского пути. 
А. А. Анохин, А. М. Шарков. 
    В статье рассмотрен метод гидролокационной съемки подводной части айсберга многолучевым эхолотом. В ходе экспериментальных работ обследовано 19 айсбергов. По их результатам рассчитаны объемы и построены 3D модели подводной части исследуемых айсбергов.

7. Разработка международной концепции единого нуля глубин Балтийского моря. Вертикальные системы отсчета глубин и высот Балтийских стран.
С. В. Решетняк, Л. Г. Шальнов. 
    Рассматриваются материалы Рабочей группы по нулю глубин, сформированной Гидрографической комиссией Балтийского моря, по разработке концепции Нуля глубин Балтийского моря. Анализируются международные и национальные термины и требования к нулям глубин морских навигационных карт, системы отсчета глубин на основе среднего многолетнего уровня моря и системы отсчета высот, используемые в странах Балтийского региона, и их неоднозначности. Обсуждаются основные причины и преимущества выбора Европейской вертикальной системы отсчета EVRS в качестве единого Нуля глубин Балтийского моря.

8. Метод расчета вертикального распределения скорости звука и глубины по измерениям дрейфующих буев ARGO.
Ю. Н. Жуков. 
    В статье приводятся результаты сравнения расчета скорости в морской воде методами Вильсона и ЮНЕСКО, а также сравнение расчетов глубины по давлению морской воды методами 280 ЦКП и методом Лероя. Результаты сравнения показывают, что методы Вильсона и ЮНЕСКО практически совпадают, однако для обеспечения гидроакустических задач ВМФ необходимо всегда применять один и тот же метод, например, метод Вильсона. Для расчета глубины по давлению (или обратно) следует использовать метод Лероя.

9. Метод расчета гармонических постоянных приливов по наблюдениям с пропусками.
Ю. Н. Жуков, Е. В. Федорова. 
  Излагается метод вычисления гармонических постоянных приливов методом Дудсона по данным ежечасных наблюдений за уровнем моря, в которых присутствую пропуски. В основу метода положен вычислительный алгоритм Matching Pursuit (подгонка решения задачи направленным перебором параметров), который обобщает известный метод главных компонент (principal component analysis).

10. Оптимизация полициклического процесса ассимиляции загрязнений в морских водах методом растущих интервалов времени.
Х. Г. Асадов, С. А. Аскерова. 
    Предложен метод оптимизации полициклического процесса ассимиляции загрязнений в морской акватории. Изложены основные положения теории и практики вычисления ассимиляционной емкости морских акваторий. Предложена модель ассимиляционных процессов загрязнения и самоочищения прибрежной морской акватории, определены основные параметры разработанной модели. В результате оптимизация последней с применением метода вариационной оптимизации позволила вычислить оптимальный режим загрузки акватории загрязняющими веществами, при котором суммарная ассимиляционная емкость при полициклическом процессе ассимиляции достигает максимальной величины.

11. Таллиннские воспоминания, или один из дней в «супе с клёцками».
В. В. Старожицкий.

 

Главная | Об институте | Товары и услуги | Деятельность | Информация | Издания | Контакты English
АО "Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт"
199106, г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 41; +7(812)322-2113; mail@gningi.ru

© 2017 АО "ГНИНГИ". Все права защищены.