Навигация и гидрография № 46/2016


1. Навигационный контур как одно из альтернативных направлений комплексирования морских средств навигации на кораблях ВМФ РФ. 
А. А. Якушев, М. Ю. Смирнов, М. А. Чичин.

    В статье рассмотрен один из возможных путей комплексирования морских средств навигации для надводных кораблей (судов) ВМФ РФ посредством создания навигационного контура. Показано, что такой кон-тур является упрощённой альтернативой навигационного комплекса, пригодной для установки как на строящихся, так и на модернизируемых надводных кораблях.

2. Программный способ повышения точности определения углов пространственной ориентации судна по спутниковым навигационным системам.
Т. Ю. Дубинко, А. С. Селиверстов.
    В статье описан способ повышения точности определения углов пространственной ориентации судна по сигналам спутниковых навигационных систем за счет компенсации влияния отраженных от объектов судовой инфраструктуры сигналов навигационных спутников. Способ предназначен для снабженных мультиантенными системами спутниковых компасов, стационарно установленных на судне и определяющих курс, крен и дифферент в реальном времени путем обработки сигналов спутниковых навигационных систем по фазе несущей.

3. Использование теории геометрических вероятностей для оценки показателя стеснённости акватории Северного морского пути.
В. В. Клюев.

    Статья посвящена проблеме разработки количественных показателей и методик формализованной оценки безопасности акватории Северного морского пути, принципы которой сформулированы в документах Международной морской организации и Полярном кодексе. Термин «стесненность», который обычно используется применительно к условиям плавания судов в узкостях и на мелководье, предложено использовать в качестве обобщенной характеристики акватории Северного морского пути и отдельных ее частей. К факторам, определяющим «стесненность акватории» предлагается относить мелководные участки и ледовые поля, объединенные в единое множество навигационных опасностей. Для определения степени стесненности акватории предложено использовать методы теории геометрических вероятностей. Утверждается, что использование теории геометрических вероятностей позволяет свести задачу количественной оценки «стесненности» акватории к задаче о пересечении прямых линий с кривыми на плоскости. В качестве количественной меры стесненности акватории предложено использовать вероятность пересечения маршрутов судна с навигационными опасностями. В работе приводятся основные формулы и соотношения, позволяющие рассчитать искомую вероятность аналитически для двух вариантов направления судовых потоков, включающих в себя изотропное множество маршрутов и анизотропное.

4. Перспективы использования многолучевых эхолотов на подводных носителях
А. М. Шарков.

    В статье рассмотрены проблемы использования многолучевых эхолотов на подводных носителях и возможные пути их решения.

5. К вопросу разработки технологии поиска и идентификации подводных потенциально опасных объектов в арктических морях Российской Федерации.
П. Г. Бродский, А. А. Лобанов, Е. И. Руденко, Ю. Н. Балесный. 
    В статье рассмотрены основные положения комплексной технологии поиска и идентификации подводных потенциально опасных объектов. Приведены результаты анализа состояния отечественных гидрографических средств.

6. Оценка погрешности определения географического положения подножия континентального склона по батиметрическим данным. 
А. В. Каврайский, А. В. Костенич. 
    На основе анализа батиметрических данных и методов их обработки дана численная оценка погрешности определения положения подножия континентального склона России в Северном Ледовитом океане. Показано, что по данным съемки 2010 года эта погрешность на порядок меньше, чем при использовании результатов гидрографических работ 60–80-х годов прошлого века.

7. Состояние и перспективы развития технических средств гидрометеорологического обеспечения надводных кораблей Военно-Морского Флота с групповым базированием летательных аппаратов.
А. Е. Дроздов, В. П. Свиридов, В. Ю. Жуков, Г. Г. Щукин, М. Ю. Ильин. 
    В статье приведены результаты анализа корабельной информационно-измерительной системы гидрометеорологического обеспечения безопасности полётов авиации. Рассмотрены вопросы, обусловленные возрастающими требованиями к гидрометеорологической информации на кораблях с групповым базированием летательных аппаратов и возможные технические пути их совершенствования.

8. Метод создания сеточных массивов климатических показателей повышенного разрешения.
Н. В. Червякова. 
    В статье рассматривается новый метод обработки климатических данных в интересах гидрометеорологического обеспечения Военно-морского флота. Метод позволяет получать непротиворечивые по времени и пространству оценки климатических показателей в узлах регулярной сетки размером в 1 угловой градус, что соответствует современному уровню пространственного разрешения климатической информации.

9. К вопросу автоматизации гидрометеорологического обеспечения ВМФ.
Ю. Н. Жуков, А. И. Исмаилов, О. А. Гасников. 
    Рассмотрен подход к автоматизации гидрометеорологического обеспечения Военно-Морского Флота для включения в автоматизированные системы управления Военно-Морского Флота. Показан путь учета влияния пространственно-временной изменчивости гидрометеорологических условий на действия сил и средств флота на основе теории надежности.

10. Особенности численного дифференцирования полей гидрометеорологических элементов.
Ю. Н. Жуков, А. И. Исмаилов, О. А. Гасников. 
    Дается обоснование некорректности численного вычисления дифференциала для дискретных измерений гидрометеорологических полей. Предлагается использовать вейвлет-функции для регуляризации задачи численного нахождения дифференциала по дискретным измерениям.



Главная | Об институте | Товары и услуги | Деятельность | Информация | Издания | Контакты English
АО "Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт"
199106, г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 41; +7(812)322-2113; mail@gningi.ru

© 2017 АО "ГНИНГИ". Все права защищены.