Историческая справка
Начало славного пути коллектива Института относится к 1938 году, когда в СССР была принята программа строительства океанского флота. Важную составную часть этой программы представляло навигационно-гидрографическое обеспечение ВМФ.
В соответствии с пунктами программы предполагалось построить подводные лодки, эскадренные миноносцы, крейсера и линейный корабль.
Для строящихся кораблей необходимо было навигационное оборудование, созданное на отечественных предприятиях. Безаварийное плавание кораблей потребовало морские карты на прибрежные зоны и открытый океан.
Для решения этих задач необходим был единый орган, который координировал бы все вопросы разработки технических средств навигации и гидрографии, методов использования этих средств и технологий гидрографических работ.
Таким органом стал Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт РК ВМФ, сформированный на базе научно-исследовательского бюро Гидрографического управления РК ВМФ 10 марта 1939 года во исполнение приказа Народного комиссара ВМФ.
В дальнейшем Институт неоднократно реформировался в соответствии с решаемыми в определенный период времени задачами.
В истории Института можно выделить несколько характерных этапов.
Так, в предвоенный период основные усилия коллектива были сосредоточены на совершенствовании штурманского вооружения кораблей, организации производства мореходных инструментов на отечественных предприятиях, проведении гидрографических работ, подготовке навигационных пособий и карт.
Деятельность сотрудников института в предвоенный период позволила оснастить боевые корабли ВМФ отечественными штурманскими приборами.
Специалисты Института участвовали в обеспечении действий войск в советско-финскую военную кампанию.
В период Великой Отечественной войны деятельность Института осуществлялась в интересах:
- навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий кораблей и частей флотов (десантов, артиллерийских стрельб, минных постановок и противоминных действий, проводок транспортов и союзных конвоев);
- обеспечения ледовой Дороги жизни на Ладожском озере и ледовых трасс по Финскому заливу в районе Моонзунского архипелага;
- разработки и внедрению новых технических средств (принято на вооружение более 20 и закончена разработка более 10 образцов новой техники).
Например, в промышленности разрабатывалась первая отечественная радионавигационная система «Координатор».
На фронте и в блокадном Ленинграде погибло 9 сотрудников Института.
В первые послевоенные годы Институт работал в направлении изучения опыта навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) боевых действий в годы Великой отечественной войны и создания технологий НГО боевого траления и съемки рельефа дна.
С середины 1950-х годов в нашей стране началось создание ракетно-ядерного флота.
Строительство атомных многоцелевых и ракетных подводных лодок, способных длительное время находиться в плавании и использовать оружие из подводного положения, выдвинуло ряд принципиально новых требований к техническим средствам навигации:
- повысить точность вырабатываемых навигационных параметров (координат места и курса без всплытия в надводное положение и в условиях интенсивного маневрирования);
- обеспечить кораблевождение и применение оружия в удаленных районах Мирового океана, в том числе в высоких широтах вплоть до приполюсных;
- вырабатывать и выдавать в приборы корабельной автоматики навигационные и динамические параметры (курс, путевой угол, абсолютную скорость, углы качки и др.).
Научные исследования Института в области навигации в этот период осуществлялись по трем основным направлениям:
- обоснование путей развития новых технических средств навигации (навигационного оборудования театров) и совершенствование имеющихся средств;
- обоснование и разработка тактико-технических заданий на создание общекорабельных навигационных комплексов;
- разработка методических документов по использованию навигационных комплексов для кораблевождения и применения оружия.
В конце 50-х годов были теоретически разработаны принципы построения корабельных инерциальных навигационных систем, абсолютных гидроакустических (доплеровских) лагов, спутниковых навигационных систем, радионавигационных систем различного назначения.
Специалистами Института и Гидрографической службы ВМФ на район высоких широт были созданы карты в квазигеографической системе координат, разработаны методические рекомендации и руководства для навигационного обеспечения плавания в этих широтах.
Совместно с другими научными учреждениями всего за два года удалось заложить научно-технический фундамент и к началу 1960 г. подготовить этап практического создания спутниковой навигационной системы.
23 ноября 1967 г. запущен первый отечественный навигационный спутник «Космос-192».
В 1972 г. началась эксплуатация первой отечественной низкоорбитной спутниковой навигационной системы.
В период 1964–1970 гг. были:
- выполнены целый ряд важных научно-исследовательских работ;
- испытаны и приняты на вооружение новые морские средства навигации и океанографии;
- внедрены новые методы навигационно-гидрографического обеспечения, в том числе плавания подводных лодок подо льдами Северного Ледовитого океана;
- разработаны способы навигации по рельефу дна и геофизическим полям.
Впервые в СССР были разработаны теоретические основы использования цифровой картографической информации в автоматизированных навигационных системах и показаны его перспективы.
Сотрудники Института приняли участие в 12 дальних походах экспедиционных судов и кораблей ВМФ.
В 1970-е годы Институт заявил о себе как о зрелом, полностью сформировавшемся научно-исследовательском учреждении, способном решать в интересах Военно-Морского Флота и страны в целом самые сложные задачи в области навигации, гидрографии, гидрометеорологии и океанографии.
Следует особо подчеркнуть огромную помощь в формировании и развитии Института, которую оказывала Гидрографическая служба ВМФ, ее начальник адмирал А. И. Рассохо и его заместитель контр-адмирал В. Д. Шандабылов.
В последующий период деятельность Института была нацелена на создание системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения (НГО и ГМО) ВМФ, включающей:
- корабельные (бортовые) средства навигации на базе инерциальных систем для выработки навигационных и геодезических параметров;
- глобальную спутниковую навигационную систему
- технические средства навигационного оборудования театров;
- глобальную систему океанографического обеспечения на основе космических средств дистанционного зондирования, корабельных информационно-измерительных комплексов и автоматических гидрометеорологических станций;
- методы изучения и картографирования физических полей Мирового океана, автоматизации морских исследований, анализа, прогноза и учета влияния гидрометеорологической обстановки на эффективность использования в интересах обеспечения сил, оружия и технических средств ВМФ.
28.09.1983 г. запущен первый отечественный океанографический спутник «Космос-1500», начаты работы по созданию космической океанографической системы и ее использованию в интересах ВМФ.
В конце 70-х - начале 80-х годов в деятельности Института наметились принципиальные изменения, связанные с работами по программно-целевому развитию системы НГО в интересах обороны и экономики страны.
По решению Правительства в этот период при головной роли Института разработаны:
- Программа навигационного обеспечения видов Вооруженных Сил, гражданских министерств и ведомств;
- Программа развития средств и методов геодезии в интересах ВМФ и гражданских отраслей народного хозяйства;
- Программа комплексного исследования Арктики и развития технических средств ее изучения и освоения;
- Программа изучения гравитационного поля Мирового океана.
Однако, в тот необходимая нормативная правовая основа указанных Программ не имела должного развития, что затруднило их полноценную реализацию.
В 1988 г. в связи с реорганизацией научных учреждений ВМФ в состав Института был включен научно-исследовательский океанографический центр Министерства обороны, основными задачами которого являлись разработки:
- методов сбора, систематизации и автоматизации обработки материалов гидрометеорологических и геофизических исследований;
- методов анализа гидрометеорологической и геофизической изученности Мирового океана;
- предложений по проведению океанографических исследований;
- методов обеспечения кораблей и штабов ВМФ режимной и прогностической информацией о среде,
- а также создание банка океанографических данных.
Использование этого банка данных и современной вычислительной техники позволило на качественно новой основе решать задачи гидрометеорологического обеспечения ВМФ и сформировать новое важное направление в работе Института - информационное обеспечение органов государственного и военного управления, частей и подразделений ВМФ, мореведческих организаций данными о состоянии природной среды Мирового океана.
Деятельность Института отмечена Правительственной наградой. Указом Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 г. Институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Поворотный этап в развитии Института связан с началом 90-х годов.
Особенности периода с начала 90-х годов по настоящее время обусловлены:
- приданием Институту статуса «государственный» и определением его головной научно-исследовательской организацией, ответственной за разработку и обоснование технической политики в области навигации, гидрографии, морской картографии, океанографического обеспечения обороны и экономики страны (Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 711);
- созданием в Российской Федерации нормативной правовой основы НГО морской деятельности и определением сферы полномочий Министерства обороны (ВМФ);
- переформированием основных направлений деятельности Института в крупные системообразующие компоненты национальной морской политики Российской Федерации на ее функциональных и региональных направлениях.
Наряду с традиционной для коллектива Института работой по созданию новых технических средств и методов навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, а также сбалансированию системы НГО по критерию «эффективность - стоимость - реализуемость», доминирующее положение стала занимать научно-техническая поддержка деятельности органов государственного и военного управления.
Дальнейший прогресс в развитии Института связан с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г. № 1359 и приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 380 в соответствии с которыми ФГУП «ГНИНГИ Минобороны России» преобразовано в АО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт».